«Все, как мы жили, воспринималось как норма» - Город Енисейск
Вернуться к обычному виду

«Все, как мы жили, воспринималось как норма»

«Все, как мы жили, воспринималось как норма» 04.06.2020

«Все, как мы жили, воспринималось как норма»

Из воспоминаний о детстве. К 80-летию Непомнящего В.И. (1940-2013)

В 2020 году почетному гражданину города Енисейска Непомнящему Виталию Ивановичу исполнилось бы 80 лет. Многое сделал для города Виталий Иванович за свою трудовую деятельность: 35 лет он руководил комбинатом бытового обслуживания и был депутатом Городского совета. Личностные качества, присущие руководителю, формировались уже в детстве. Голодные военные и послевоенные годы воспитали в нем бережливое отношение к вещам, к людям, к жизни. В городском архиве хранятся биографические воспоминания Непомнящих Виталия Ивановича, из которых можно представить и попробовать понять жизнь не только его семьи, но и всех людей нашего родного края в то тяжелое время.

Родился Виталий Иванович 3-го июня 1940 года в селе Верхнепашино. В большой крестьянской семье он был седьмым ребенком. Родители работали в колхозе. Затем его отца, механизатора и хорошего специалиста, переводят на машинотракторную станцию (МТС) «Полярная» в селе Ялань и назначают заместителем директора МТС. Их большая семья перебирается в Ялань вслед за отцом в маленький дом, состоящий из одной комнаты с русской печкой. Зимой в сибирские лютые морозы постоянно топилась еще и железная печь, так как стены не держали тепло. На МТС отец Виталия Ивановича организовывал получение тракторов в Красноярске, после чего своим ходом перегоняли их в Ялань. Из воспоминаний Непомнящего В.И.: «Трактора были газогенераторные, горючим для них были березовые чурочки, приходилось самим заготавливать березовую чурочку прямо в пути. Но люди знали это, техника нужна для облегчения труда в будущем, и ни с чем не считались».

Началась ВОв и отца призвали на фронт. К этому времени в семье уже было 8 детей. Страна все силы и средства отдавала на фронт, поэтому основными товарами, которые продавались в сельпо (сельская потребительская кооперация), были керосин, соль, спички. По карточкам (подушевые талоны) продавали хлеб. Тем не менее, деревня могла себя обеспечивать всем необходимым. Из воспоминаний Непомнящего В.И.: «Работали от мала до велика, особенно летом: в поле на сенокосе, на сборе грибов и ягод, на заготовке дров, на собственном огороде.  Много какой работы еще было. Ведь нужно было принести воды с речки или колодца, прибраться дома и у скотины, в то же время старшим присмотреть за младшими, а порой старшими были пяти–шестилетние». «Питались летом подножим кормом в прямом смысле. С начала лета и до осени природа кормила. Ели практически все, что растет: медунки, саранки, пучки, петушки, грибы, ягоды, орехи, ловили рыбу в речке и в Монастырском озере… кроме того, что делали заготовку на длинную зиму, огород кормил уже летом: горох, бобы, репа, брюква, турнепс кабачки, тыква и, конечно, все лето огурцы… Очень выручали коровы, их держали все».

В то время в Ялани большой популярностью пользовались подсолнухи, которые росли в каждом огороде. На МТС выращивали подсолнухи в производственных масштабах, для того чтобы из семян выжимать подсолнечное масло. Однако масло выжимали не только из подсолнухов! Из воспоминаний В.И. Непомнящего: «Сегодня всем известно, что конопля - наркотик, и ее нужно уничтожать. В пору моего детства сеяли культурную коноплю. Из семян вырабатывали вкусное конопляное масло, жареные семена были лакомством не только для детей, ими с удовольствием лакомились на вечеринках молодые и старые. Из стеблей, после довольно сложной обработки, делали веревки и, конечно, постигонки… Сеяли также рыжик, такой рыжий цветок, из семян которого тоже выжимали масло».

Сельчане сами готовили не только масло. По словам Виталия Ивановича, в деревне не знали каменного угля и поэтому заготавливали древесный уголь и попутно незаменимый в то время деготь: «… в каждой деревне была своя смолокурка. Обычно она располагалась в лесу, и какой-нибудь старый дед (в Ялани, помню, был дед Гринчук) гнал там деготь и выжигал уголь. Для этого выкапывались большие ямы, в которые загружались березовые кряжи, сверху закрывались землей. Сгорая в безвоздушном пространстве, береза превращалась в древесный уголь, а из бересты таким же способом гнали деготь. Дегтем спасались от комаров, его разводили с молоком и намазывали скота, да и сами зачастую мазались, кроме того, дегтем смазывали некоторые раны, чтобы они быстрее заживали. Дегтем смазывали бродни. В общем деготь был буквально в каждом доме».

Вспоминает Виталий Иванович и свою маму, как она плакала, когда получала письма с фронта, как болела часто и поэтому в доме постоянно пахло камфорой. Но были и такие детские воспоминания, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь…. Например, одно из них — это цветущее большое поле маков напротив школы, похожее на живую картину. Еще одно – это сахарный песок: «…я впервые увидел сахар-песок, ведь раньше нас сахаром не баловали, но если и перепадало, то только колотый рафинад. Когда ребята получили паек, мама поделила нам всем по ложечке сахара песка. Мне показалось, что я еще ничего не видел белее этого сахара. Эта белизна запомнилась мне на всю жизнь».

Вот такими воспоминаниями о своем военном детстве поделился когда-то с архивом Непомнящий Виталий Иванович. Читая их, отчетливо понимаешь, что в какое бы тяжелое время не родился, любой ребенок будет находить удивительное и прекрасное в окружающих мелочах, запоминающееся на всю оставшуюся жизнь.

«Конечно, в раннем детстве я не знал, что может быть другая жизнь. Все, как мы жили, воспринималось как норма».

Главный хранитель фондов МКУ «Архив города Енисейска»

Мария Николаевна Перунина

*Постигонки – это суровые толстые нитки, скрученные, из конопли.

*Смолокурка – помещение для смолокурения.

*Бродни – у рыбаков, охотников: сапоги с закрывающими бедро голенищами на помочах; бахилы. Подвязываются над щиколотками и под коленями.


Возврат к списку