Жил-был такой художник - Город Енисейск
Вернуться к обычному виду

Жил-был такой художник

21.02.2018

Жил-был такой художник

Исполнилось уже 70 лет со дня первой открытой выставки художников творческого объединения «Енисей», которая прошла в рамках суриковской недели в 1948 году.
Идёт время… Нет уже никого из «отцов – основателей» объединения на этом свете. Уходят из жизни художники старшего поколения. А творческое объединения продолжает жить. Оно живёт, существует, объединяет под свои крылом художников – любителей из нашего города, и не только. Мастера декоративно-прикладного творчества стали самой активной частью коллектива в последние годы. Сегодня мы хотим рассказать о Юрии Петровиче Взорове.
Юрий Петрович родился в селе Верхне-Подгороднем, ныне Верхнепашино, 20 февраля 1941 года. Отец художника, Пётр Никандрович - выходец из села Пировское. В Верхне-Пашино судьба свела его с Анной Никаноровной, которая тогда была заведующей магазином Верхнепашинского Сельсовета. Они поженились, потом родился сын, а затем началась Великая Отечественная война и отца забрали на фронт. Юрию только исполнилось шесть месяцев. Отец не вернулся с войны, а Анна Никаноровна с маленьким сыном перебрались в Енисейск. Они жили по улице Иоффе, в старый дом, принадлежавший родне матери Юрия по материнской линии. По окончании войны все жили тяжело, мать художника работала в детском доме. Однажды приехала тётя Глаша с тремя детьми - Колькой, Лизой и Ванькой, работы в Енисейске не было. 1947 год был самым голодным послевоенным годом. Из воспоминаний самого художника: «Как сейчас помню душераздирающий крик маленького Вани: «Есть! Хочу есть!». Иногда выпадали «счастливые» моменты, когда матери удавалось что-то из еды принести с работы. Меня же всегда привлекала улица, это был один из немногих способов забыться от постоянно преследовавшего чувства голода... Улица меня манила. Манил город. Запомнился мне Богоявленский собор. Тогда в нём располагались мастерские. Там же можно было получить керосин, а керосин в то время - это все! С электричеством случались частые перебои. Придя в собор, мы с товарищами любили тайком взобраться на каланчу, что была расположена на самой вершине колокольни. Оттуда открывался замечательный вид на город, лежащий перед нами словно на ладони. Практически весь деревянный и до невозможности маленький...» В сороковые годы прошлого века улица Иоффе заканчивалась у современного Пролетарского переулка, примерно в этом же месте заканчивалась и улица Бограда, а Рабоче-крестьянская завершалась у Севастьяновского кладбища.
Будущий художник учился в школе № 13 с первого по четвёртый класс. Напротив школы находилось здание Горпромхоза. Юрий Петрович хорошо помнит, как пошёл в первый класс: «Мне запомнился день, когда мать впервые повела меня в школу. Стояло хмурое утро, мы шли мимо городского стадиона, который был огорожен большим тяжёлым забором, по которому во всю длину красовалась надпись: «Смерть фашистским оккупантам!» - замытая уже дождями и местами стёртая».
После окончания школы Юрий Петрович Взоров учился в Железнодорожном училище Красноярска. В период обучения в Железнодорожном училище удавалось выехать в Енисейск, домой на так называемом «грузо-такси». Рейсовых автобусов в то время было мало, и вместо них посылали обычные грузовики с тентом. Зимой было ездить особенно тяжело, кузов машины промерзал, народа всегда было много. Люди тряслись так часов 10 – 12, прижавшись к друг другу. После училища был в армии, начал учёбу в музыкальном училище в городе Красноярске, но не окончил его, так как был женат, родился сын Игорь. Устроился в школу № 43 (Красноярск), преподавал музыку, рисование и физкультуру, поэтому серьёзно заниматься музыкой не получилось. Примерно, в то же самое время, Ю. П. Взоров поступил на заочное отделение в Народный университет им. Крупской в Москве - отсылал свои работы, рисуя по ночам, получая взамен наставления и рекомендации. В тот момент катастрофически не хватало педагогических кадров, а Юрий Петрович мог преподавать музыку и учился в университете им. Крупской, то ему разрешили преподавать. В школе работал до 1968 года. В том же году получил предложение от военкомата. Два года Ю. П. Взоров работал с призывниками и с родителями призывников, но понял, что работа не нравится.
В 1970 году Ю. П. Взоров начал трудовую деятельность в Енторге, где незадолго до его прихода уволился штатный художник В. Одинцов. Дебют, в качестве штатного художника Енторга, прошёл успешно, и затем начались обыкновенные будни: вывески, афиши, плакаты. Вскоре перешёл в Северный Леспромхоз, занимался тем же, но тематика плакатов поменялась. В начале 1970-х начал рисовать дорожные знаки в производственно дорожном участке. В 1985 году будущий яркий художник перебирается в город Лесосибирск. Там состоялась моя встреча с художником Верещагиным, работавшим на тот момент в Северных сетях, где вскоре стал работать и Юрий Петрович. Это уже была дружба с единомышленником, который всегда находился рядом.
Желание творить было всегда, с детства. Особое тогда впечатление произвёл Александр Иванович Дарвин. Из воспоминаний художника: «На уроках у Дарвина (когда Юра был школьником) всегда стояла тишина, и это была тишина творческая. Его часто можно было увидеть на берегу, пишущего ледоход или утренний туман. Его не останавливало ни чего: ни ветер, ни дождь, ни морозы... По-настоящему к деятельности общества «Енисей» приобщился работая в школе. Постепенно закладывались отношения с его участниками. Среди всех по-своему интересной фигурой являлся Н. Ф. Дорогов. С ним я впервые отправился на этюды на противоположный берег Енисея. Затем состоялось знакомство с А. И. Лебедевым, на мой взгляд, хорошим организатором и талантливым художником. Став полноправным членом организации, я в составе общей группы ездил на этюды, в коллектив вошёл сравнительно легко, к этому располагала сама атмосфера внутри него. Атмосфера была дружественная. Я не ошибусь, если скажу, что мы вдохновляли друг друга. Конечно, время от времени возникали конфликтные ситуации, но это было редкостью. Представьте себе людей, горевших искусством. Ведь каждый семинар, проходивший то в Енисейске, то в Плотбище, то в Лесосибирске, заставлял раз за разом в это верить. Какие это были люди! Собрания и семинары действительно отличались всплеском художественного единства, спорами об искусстве или мероприятиях. А затем произошло разделение общества... Со временем в Лесосибирске так же появилось своё общество художников, в котором уже доминировала молодёжь: Фуфачёв, Ким и другие. При этом художник Рудольф Карлович Букулит ездил к нам и занимался у себя. Общества между собой контактировали, неоднократно организовывались совместные выставки».
Первая персональная выставка Ю. П. Взорова состоялась в 1972 году. Произошло это во многом благодаря Николаю Фёдоровичу Дорогову. Работ уже было немного. Именно эта выставка и послужила началом творческого пути в составе объединения «Енисей».
Путь этот был долгим, интересным. Юрий Петрович Взоров часто заходил в выставочный зал, когда зал был организован именно для работы объединения «Енисей», общался и с работниками зала, и с молодыми художниками. Последняя персональная выставка Юрия Петровича Взорова состоялась в городском выставочном зале Енисейска в феврале 2011 года, когда художнику исполнилось 70 лет. После этого он мечтал устроить выставку на свой 75-летний юбилей, но не сложилось, не вышло, а работы были, была готова выставка… По независящим от художника причинам выставка не состоялась, а вскоре ушёл из жизни и сам художник. Мы помним его, а его работы остались с нами, они остались нашим детям и внукам, в них живёт память о енисейском художнике – Юрии Петровиче Взорове. В работах его видение окружающего мира, его восприятие улиц нашего города, природы земли енисейской, людей, жителей Енисейска и Енисейского района, частица его души. Ведь когда-то в Енисейске жил-был и творил такой художник – Юрий Петрович Взоров.
Т. А. Ушенина
Фото автора
Воспоминания Ю. П. Взорова взяты из интервью сотрудников музея
Ю. В. Ромашкова и А. С. Щетинина с художником
Фото: Г. Я. Безруких поздравляет Ю. П. Взорова стихами собственного сочинения

Возврат к списку