События городаАвгустовская ярмаркаИсторическая справка
После того, как Енисейск потерял значение транзитного центра, местное купечество продолжало сохранять определенные позиции в торговле с Китаем и Восточной Сибирью. Енисейские купцы отлично знали местную сибирскую рыночную конъюнктуру и использовали наиболее соответствовавшие местным условиям методы и способы организации торговли.
В течение XVIII в. город был важнейшим центром общесибирской торговли, являясь промежуточным пунктом по пути движения товарной массы. Однако и в период расцвета ярмарки значительная часть грузов проходила через Енисейск, не меняя направления своего движения и не меняя владельцев – транзитом, что впоследствии и стало чертой, подорвавшей торговое значение города. Ярмарка вчера
Енисейская ярмарка была широко известна как в Сибири, так и за ее пределами. Традиционно ярмарка проводилась в августе и называлась Успенской. Официально дата проведения - с 1 по 25 августа – установлена в 1785 году.
Купцы собирались издалека - из Москвы и Петербурга, Ирбита и Тобольска, Иркутска и товары везли самые разнообразные – и китайский чай, шелк и прочие диковинки, сибирские меха, виноградные вина, фрукты, «пряные зелия», сахар, мед, воск, «серебряную, медную, тумнаковую, принц-метальную, оловянную, фарфоровую, финифтяную, фаянсовую, стеклянную посуду», различные галантерейные вещи и многое другое. Расцветом Августовской ярмарки считается X-VIII век. Потеря торгового значения города принесла упадок ярмарке, но, тем не менее, местное купечество продолжало сохранять определенные позиции в торговле с Китаем и Восточной Сибирью. Енисейские купцы отлично знали местную сибирскую рыночную конъюнктуру и использовали наиболее соответствовавшие местным условиям методы и способы организации торговли. В настоящее время в городе Енисейске, по праву носящем звание культурного центра Красноярского края, происходит возрождение традиций, в числе которых – знаменитая Августовская ярмарка. Енисейская Августовская ярмарка Приглашает Вас принять участие! Традиционно Енисейская ярмарка проводилась в августе месяце с 1785 года. С 2006 года проведение Ярмарки возобновлено с целью расширения торговых связей Севера с другими территориями Красноярского края, привлечение внимания к г. Енисейску, продвижение его как турцентра. В работе Ярмарки принимают участие: национальные подворья, творческие коллективы края, мастера лоскутного шитья, изделий из бересты, текстильной пластики, художественной ковки, вологодского кружева, туристические компании. Постановление №234 от 23.06.2022 Об организации Дня города и Августовской ярмарки Положение о проведении XIVАвгустовской ярмарки ЗАЯВКА на участие в XIV Августовской ярмарке
Реквизиты для оплаты организационного взноса ПАМЯТКА для организаций (физических лиц), предоставляющих услуги АТТРАКЦИОНОВ на XIV Августовской ярмарке СКАЧАТЬ
ПАМЯТКА
ПАМЯТКА
ПАМЯТКА
Пасхальная ярмаркаГород Енисейск – духовный центр Сибири Православные храмы и монастыри на территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII в., одновременно с освоением приенисейской Сибири. Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия будет учреждена лишь в 1861 г., а до этого времени ее территория принадлежала Тобольской, Иркутской и Томской епархиям. В период с 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской, позднее - Красноярской и Енисейской.С 2012 г. создана Енисе́йская и Нори́льская епа́рхия - епархия Русской православной церкви в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов. Входит в состав Красноярской митрополии. Правящий архиерей - епископ Енисейский и Норильский Никодим (Чибисов). Сила того времени, когда рождались города сибирские в том, что «всё дышало и не могло не дышать кроме, как атмосферою церковности». Именно в такой атмосфере и рождался Енисейск – самый первый из сибирских городов, первенец Дома Романовых, т.к. основан по указу родоначальника романовской династии царя Михаила Федоровича. Как и многие русские города начался он не с построения града, а с молитвы подвижника. Глас Слова Божия прошел по земле Сибирской и достиг пределов великой реки Енисей. В 1583 г. инок Тимофей (Иванов) поселился на месте будущего монастыря, построил келью и привлек в свою обитель ищущих спасения. В 1619 г. боярский сын из г.Пелыма Петр Албычев и тобольский стрелецкий Черкас Рукин заложили небольшой трехбашенный Енисейский острог на западном берегу Енисея при впадении в него речки Мельничной.С утверждением Сибирской епархии с кафедрой в Тобольске в 1620 г. для служения прибываетпервый Сибирский Архиепископ Киприан. Он положил начало обращению инородцев в христианство и основал несколько монастырей, в том числе и Енисейский женский монастырь. Христианизация тунгусов и других народов Сибири приводила к стиранию различий между новокрещанами и русскими – единая вера устраняла какие-либо преграды и делала всех равными и перед Богом, и перед царем. В 1625 г. в Енисейском остроге при воеводе Ошанине построена первая деревянная церковь во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, вскоре была построена еще одна церковь – во имя святого Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила. Служилые люди просят в своей челобитной прислать в новостроенные церкви «церковного строения», «Божия милосердия» (образ), книг, сосудов и колоколов, за отсутствием которых звонили в якоря. Вид енисейских храмов был достаточно разнообразным, что свидетельствует о пестром составе населения города, привнесшего сюда разные художественные традиции отдельных районов русского государства. В конце XVII в. Енисейск приобретает большое значение, как пункт для распространения и укрепления православия в крае. В нач. XVIII в. в городе уже ведут службы три приходские, одна соборная и две монастырские церкви, а 30-х гг. после очередного пожара, началось возведение каменных церквей, заменявших деревянные храмы. Енисейск прославился изготовлением прекрасного кирпича, в том числе и фигурного для строительства святых храмов. Каменные церкви строились по несколько десятилетий. Недостаток рабочих рук, отвлекаемых в летнее время в Туруханский край для ловли рыбы, недостаток строительных материалов, кирпича, известки, железа и других, в особенности иконостасных и живописных работ, были главным препятствием к спешной работе при постройке енисейских церквей. В XVIII столетии в г.Енисейске построено восемь каменных церквей и одна в монастыре, в XIX столетии одна каменная над вратами монастырской ограды Спасского монастыря, одна в Енисейском тюремном замке в 1864 г. и одна в Иверскомженском монастыре в 1872 г. Облик города, вдоль берега Енисея формировали: огромный пятиглавый Богоявленский собор, Воскресенская приходская церковь (увенчанная шатром) и Христорождественская церковь женского монастыря (размещалась за рекой Толчеёй, также имевшая старинное шатровое завершение). Между Богоявленским собором и Воскресенской церковью располагался комплекс Гостиного двора с пятиглавой церковью Преображения Господня. Событием для православного Енисейска было первое в 1824 г. посещение города Епископом Иркутским Михаилом. На 1916 г. в городе 8 белокаменных церквей 2 монастыря, несколько часовен. События 1917 года и последующих лет коренным образом изменили жизнь енисейской епархии. «В нач. XX в. настали предсказанные пророками времена. Обрушилась гражданская война на Россию, достигла она и Енисейска. 300 лет звал Господь енисейцев. На Зов откликались, но от Зова и отвращались. Была Русь святая, и тут же – Русь падающая. Обращается Бог к народу своему: «Бог знает намерение ваше и что помышляете вы в сердцах ваших, когда грешите и хотите скрыть грехи ваши, и обличит всех вас; и вы будете посрамлены, когда грехи ваши откроются перед людьми, и беззакония предстанут обвинителями в тот день. Что вы сделаете и как скроете грехи ваши пред Богом и Ангелами его? Вот, Бог – Судия, бойтесь Его; оставьте грехи ваши и навсегда перестаньте делать беззакония, и Бог изведет вас и избавит от всякой скорби» (3 Езд.16,64-68). «В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТРАШНЫ НЕ ПАДЕНИЕ И ГРЕХ ИБО ПОСЛЕ НИХ ВОЗМОЖНЫ ПЛАЧ И ПОКАЯНИЕ, НО СТРАШНО СТОЯЧЕЕ БОЛОТО, СПЯЧКА, РАВНОДУШИЕ, ГДЕ ПОКАЯНИЕ НЕВОЗМОЖНО» (Г. ФАСТ)». Монастыри в Енисейске были закрыты сразу же после утверждения Советской власти в 1920 г., но благодаря артелям, просуществовали до 1923 г. Историю христианства 70-ти послеоктябрьских лет в Енисейске воссоздать трудно. Приводятся лишь обрывочные фрагменты, касающиеся этого периода. Известно, что в 20-е годы в Енисейске на фоне бурных советских преобразований продолжаются богослужения в Богоявленском соборе, Крестовоздвиженской кладбищенской, Успенской, Троицкой, Преображенской, Воскресенской, Входоиерусалимской (кладбищенской) и Спасской церквях. В 1923 г. по Енисейску прокатилась первая волна закрытия церквей. И к концу 30-х годов были закрыты все церкви Енисейска и все 33 прихода бывшего Енисейского уезда, а также все монастыри Енисейской епархии. Священнослужители погублены либо сосланы. В Богоявленском кафедральном соборе устроили котельную. В Троицкой церкви — гараж. В Воскресенской — цех механического завода. В Иверской— клуб, там проходило голосование. В Успенской церкви в годы войны внизу жили спецпоселенцы, а вверху находился клуб авиапорта. В 1943 г. в некоторой степени пришло покаяние. В лютую годину войны, после встречи Генералиссимуса И.В.Сталина с тремя митрополитами: Сергием, Алексеем, Николаем в сентябре 1943 г. собирается Собор, избирается Патриарх, открывается Духовная школа, открывается издательство церковного журнала, начинают открываться церкви, отовсюду, в том числе и с фронтов и из лагерей отзывают священников, снова начинаются богослужения. Когда некоторых священников вызывали из лагерей, то они не могли в это поверить, думали, что это какая-то провокация и даже отказывались. Милость Божия снова обратилась к Русским. В г.Енисейскес 1946г.начала действовать Успенская церковь.В настоящее время в городе Енисейске, как знамение нашего времени, происходит не только реставрация древних храмов и монастырей, но и возвращение в эти дорогие сердцу верующего человека стены православных святынь, некогда попранных и утерянных, отступившим в XX в. от Бога и Церкви народа. Как благословение Божье вслед за пожертвованным в 2009 г. образом св. великомученика Георгия Победоносца в Спасо-Преображенский мужской монастырь вернулся образ, именуемый "Господь Вседержитель". Это икона XIX в. характерного для енисейских храмов сибирского письма. За прошедшие годы в Красноярской епархии восстановлено и построено более 210 храмов, молитвенных домов и часовен. Самостоятельная Енисейская епархия была образована 30 мая 2011 г. (выделена из Красноярской епархии) постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов. Правящему архиерею Енисейской епархии Синод постановил иметь титул Енисейский и Норильский. О вечномНередко можно услышать рассуждения такого рода: «Хорошо нагрешить в молодости, а в старости уйти в монастырь, вот это будет правильно. Для себя пожить, а потом уже и грехи отмаливать». Отбросьте от себя лукавые мысли, житейский расчет в монашестве неприемлем. “А будет ли потом покаяние?” – задает вопрос матушка Олимпиада, настоятельница Свято-Иверского женского монастыря в г.Енисейске. Монашество – это серьёзный, бесповоротный жизненный шаг, и в нём нет практических домыслов и расчетов. Сама суть монашества отрицает их. И это бывает очень тяжело понять, когда всё внутри тебя направлено на сохранение от нужд и лишений. В этом преуспевает западное общество: пылесосы, микроволновые печи, посудомоечные машины, список можно продолжать и продолжать, концепция “истина ради быта” не перестает быть актуальной. Но есть и “быт ради истины”, о которой писали русские классики и которая воплощается в монашеском образе жизни. Человек научился долго пребывать под водой, находиться высоко в горах, ставить всё новые и новые олимпийские рекорды, но он во многом и ослаб. Ослабла ревность к Богу. Совсем недавно, в период с 90-х гг. прошлого века и до века нынешнего, в это десятилетие, люди шли в храмы невзирая ни на что. Сейчас идут другие, изменилось их качество. В современных семьях, в подавляющем большинстве, жесткое планирование семьи – 2-3 ребенка, а чаще 1-2. И это, безусловно, сказывается на воспитании растущего поколения. Ранее было нормой иметь не менее 4-5 и больше детей в доме. В семье шла взаимовыручка, помощь друг другу. Ребенок с раннего детства учился терпеть, делился с братьями и сестрами единственной сладостью, вместо веселой прогулки с друзьями сидел с младшими. В семье, где все основывается на родительском послушании, ребенок, терпя какие-либо неудобства: из-за брата, изрисовавшего тетрадь, надо переписывать заново (а что возьмешь с 3-х летнего?) или в ожидании новой покупки (сейчас - куртка Маше, а в следующий раз - тебе новый ранец), привыкает обходиться меньшим, думать о других, не бояться нужды. Христианский путь – узок и часто нужно отказать себе в чем-то ради Господа. Устал, хочешь спать, а надо молиться. Расхожее суждение - подумаешь, сегодня не сделаю, завтра еще есть, - всё начинается с малого, кто не верен в малом, не верен во многом. Если говорить о количестве верующих в наше время, то енисейские храмы далеко не переполнены. Как правило, если есть люди, будет храм, может быть и наоборот, если есть храм – будут люди? Впрочем, жизнь покажет, чем и как наполнятся наши храмы, и в наше время это уже должно быть предметом нашей молитвы, каких-то деяний, чтобы храмы действительно не превратились в какие-то знаковые здания, памятники истории, а чтобы стали живыми местами не только поклонения Богу, но и общинно-церковной жизни. |